Wednesday, February 19, 2014

Вопрос :-)

Насте на драме в русском центре задали выучить либо "У Лукоморья дуб зеленый..." либо начало сказки о царе Салтане Пушкина. Ребенок решил, что хочет он выучить "У Лукоморья дуб зеленый...". Учим с Настей уже второй день. Прогресс есть, память у ребенка хорошая, уже почти все запомнила, но как же ей тяжело, бедной. Столько слов абсолютно бессмысленных для нее. Пришлось разбирать все и объяснять что каждое значит, тогда дело пошло. Хотя на вопрос - почему же избушка без окон, без дверей? -  я не могу ответить :-).  А вы знаете? 

4 comments:

  1. Может для рифмы?
    Хотя раньше ведь избы были без окон, поскольку стекла не было. Да и дверь в лесу так просто не сделаешь. Я бы предположила что баба яга совсем дикая, поэтому живет в совсем "нецивилизованной" бедной избе, ни окон у нее нет, ни даже дверей нормальных.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо. Я тоже думаю, что для рифмы, но ребенка такое объяснение не устраивает :-)
      Я ей сказала, что видимо Бабе Яге хватает трубы - она же в ступе летает. Но возник вопрос - когда к Бабе Яге приходят, говорят - Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом. - Правильно? А если избушка без окон и дверей, то зачем это говорить и как потом определить где зад, а где перед? :-) Может тогда это какая-то заброшенная избушка, а Баба Яга себе новую построила? :-)

      Delete
    2. А мне кажется, что такая тема, как "для рифмы" в творчестве Пушкина вообще отсутствует. Он же прорифмует тебе что хочешь! С чем угодно!

      Delete
    3. Нашла я (и в письме мне написали), что в таких избушках раньше мертвых оставляли. Вот источник http://tataole.livejournal.com/78711.html


      Самый популярный персонаж славянских сказок, чье имя значит Баба-Язва, имеет крайне мрачное происхождение, а описание ее очаровательного жилища было верным способом до икоты напугать маленьких полян, древлян и прочих кривичей. Ибо даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках. Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, аж до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в домовинах — «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей. Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яствами и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоять они могли десятилетиями и веками. Бабка-Язва, Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозно стучала на тех, кто осмеливался сунуться ближе к этому охраняемому захоронению. И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили те обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать — надолго. Кстати, образ "изб смерти" все еще присутствует на наших кладбищах, особенно деревенских, в виде "домиков" над крестами, устанавливаемых на многих могилах.

      Delete